История русской бани Печать

Русская баня - бревенчатый срубСам Геродот, «отец истории», отмечал уникальность конструкторской мысли наших далёких предков. По его сведениям, скифы Причерноморья пользовались напоминавшими юрту, обтянутыми войлочной шерстью сооружениями, с целью как следует попариться в бане, очистить тело и возвеселить дух. В центре такой, с позволения сказать, парилки, помещался котёл, наполненный душистым травяным отваром. Бросив туда раскалённые на костре камни, обдаваемые паром древние кочевники садились вокруг…

Наследники скифов - южные славяне, ведущие оседлый образ жизни, стали строить банные избы. С этого момента можно говорить о зарождении русской бани в современном понимании. Во времена языческой Руси, баня представляла собой небольшое деревянное сооружение с печью внутри, но без трубы, так что весь дым шел в парилку. Перед тем, как мыться в такой бане, ее необходимо было проветривать, дабы не отравиться дымом. Стены бани были покрыты сажей и копотью, потому и назывался такой тип парной «по-черному». Но пар там был более сухой и ласковый, а температура – выше, чем в нынешних банях. И сейчас кое-где в северных областях европейской части России можно встретить «черные» банные избы.

С X в. появляются бани «по-белому». Аккуратные бревенчатые домики с трубой, выводящий наружу дым горящих дров, практически вытеснили парные «по–черному», так как оказались более удобны. С того времени до наших дней устройство русской бани практически не изменилось. Классическая русская банька – это домик, состоящий из предбанника и парилки. В парилке – печь с вмурованным в нее медным котлом, в который лили воду для нагрева, полати, лавки вдоль стен… Банную мебель делали преимущественно из липы – дерево достаточно плотное, чтобы выдержать высокую влажность, но легкое в обработке. В богатых домах стены бани часто отделывали драгоценным можжевельником - для аромата и усиления лечебного эффекта.

Веками в народе хранилось сакральное отношение к бане и банным процедурам. В бане нельзя было ссориться, ругаться, поминать нечистую силу, громко кричать, оставлять беспорядок. В бане проводили обряды изгнания недугов, гадали, говорили заговоры на силу и удачу, принимали роды. Славяне-язычники считали, что баня дает поддержку божеств огня и воды, но и с приходом христианства баня не оказалась в опале – туда обязательно шли перед воскресной службой, и накануне престольных праздников. В отличие от католической религии, православие оказалось более терпимо к культу тела, что позволило банным традициям Руси сохраниться и приумножиться, тогда как в Западной Европе забота о чистоте и гигиене почиталась греховным потворством плоти в ущерб душе.

Столь трепетное отношение к бане замечали иностранные послы, однако обычай хлестать друг друга вениками и выходить на мороз казался им чудовищным. При Петре I, построившем для своих людей бани в Амстердаме, Париже и Кеннингсберге, европейцы смогли испытать на себе силу парной и убедиться в ее пользе для тела и души. Популярность русской бани в Европе возросла после войны с Наполеоном – во время заграничного похода русской армии, солдаты строили бани для себя и учили париться местное население, а сегодня целебные свойства русской парной получили признание во всем мире.